
_JPG.jpg)
учителя математики, классного руководителя
МАОУ "АСОШ №2" ГО "Посёлок Агинское"
"Классный час как форма воспитательной работы классного руководителя".
Широко распространенной формой воспитательной работы является классный час (час классного руководителя).
Это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально-организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов. Этот процесс общения планируется, проектируется, управляется педагогом.
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это рабочий момент , на успех которого работает каждый.
Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Хорошо, если классные часы проходят в живой атмосфере, наполненной творчеством, активным участием школьников. Такие занятия целесообразно дополнить игровыми формами работы, которые дадут возможность не только интересно провести время, но и приобрести новые знания, узнать больше.
Существуют различные формы классных часов. Часы классного руководителя очень разнообразны по содержанию, формам, методам подготовки и проведения, тем не менее делаются попытки их типизации. Так, выделяют воспитательные часы, в основе которых лежат:
а) рассказ, беседа, сообщение классного руководителя;
б) выступление специалиста;
в) встреча с интересным человеком, политиком, артистом и т. п.;
г) сообщения самих школьников.
Целесообразным основанием для типизации часов классного руководителя является характер деятельности детей, степень их самостоятельности и активности, роль педагога в подготовке и проведении воспитательного часа.
В зависимости от этого классные часы можно подразделить на три вида.
К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта. Дети лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов, примеров. Таковы, например, классные часы на темы: «О самовоспитании», «Что такое самообразование?», «Как развивать память?», «Художественный вкус и мода», «Об индивидуальности и индивидуализме» и др. Некоторые часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов — врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя — оказать им помощь в подготовке беседы, выступления.
Второй тип классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и учащихся. Определение главных идей, содержания, как правило, принадлежит учителю, а разработка путей, методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с детьми. Под руководством учителя школьники готовят отдельные фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая ребят к обсуждению проблемы, объединяя выступления школьников и отдельных групп в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори доброе ради добра», «Дружба в жизни человека» и др.
Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников. Классный руководитель вместе с учащимися продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает составить творческие задания микроколлективам. При самостоятельной подготовке по группам учащиеся проявляют много творчества, выдумки, фантазии. Между группами возникает дух соревнования: кто интересней представит свою часть творческой работы. Ведут воспитательный час сами учащиеся, педагог лишь иногда направляет их.
Задача классного руководителя в зависимости от возраста и проблематики выбрать оптимальный вариант подготовки и проведения часа общения. Учащиеся любят классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, викторин. Сложнее организовать классный час, который требует от всех большой подготовки, работы с обширным дополнительным материалом. Классные часы также могут проводиться в форме лекции, беседы и других форм воспитательной работы
В разделе предлагаются классные часы и материалы на сплочение коллектива
"Ты - особенный" (презентация)
Материалы для классных часов, тренингов
"Игры на сплочение коллектива, выявление лидера"
"Тренинг на сплочение коллектива"